Своё название село получило в честь основателей Клима и Якова Огульчанских. Их дед Огульчанский Трофим Матвеевич в 1876 году служил в г. Севастополе. После окончания службы в армии он стал гуртоправом. Перегонял овец от 500 до 1000 голов из Мариупольского уезда в Донбасс: г. Луганск, станицу Митякинскую. Заработав на этом деле деньги он облюбовал место и поселился в 1880 году с семьёй в с. Ивановка (ныне с. Самсоновка Краснодонского района) Церковно - Славянской волости Славяно - Сербского уезда. В семье у него было 4 сына и две дочери.
В 1905 году его сын Михаил Трофимович арендовал 50 десятин земли в районе расположения теперешнего с. Огульчанск у бывшей помещицы Ивановой Анны Ивановны, владелицы земель с. Ивановки (ныне Давыдо-Никольского сельского совета). На этой земле стояли домик для пастухов и выложенный камнем колодец, из которого брали воду для овец. Сначала на этой целинной земле выпасали только овец. В результате Столыпинской реформы и перехода от общественного к единоличному владению землёй, в 1910 году, заложив своё подворье через Крестьянский банк, Михаил Трофимович выкупил для своих сыновей Клима и Якова 150 десятин земли в рассрочку на 39,5 лет с выплатой 5% годовых.
Осенью 1913 года его сыновья Яков и Клим Огульчанские с семьями поселились на этих землях и образовали хутор. Старшему брату Климу построили дом, а Якову достался пастуший домик. Их семьи приписали к волостному правлению села Макаров Яр (ныне с. Пархоменко) и хутор стали называть Огульчанский.
Братья стали обрабатывать землю, сеять пшеницу, ячмень, кукурузу. Для хранения зерна приобрели в Ивановке амбар и перевезли его на хутор. Они запаслись сельхозинвентарём: у каждого из братьев были плуг, косилка, по две бороны, 20-ти рядная сеялка, а паровая молотилка, машина для сортировки и кузня были для двоих. В семье у каждого было по две коровы, по 4 лошади, по 2 брички и сани.
Климу помогали по хозяйству и в поле 5 дочерей и сын с невесткой. У Якова сыновья были на то время поменьше, поэтому приходилось просить о помощи родственников жены Ефросиньи Авиловны.
Семьи Клима и Якова в воскресные и праздничные дни ездили в село Макаров Яр в церковь, а также, в случае необходимости, в больницу и на почту.
Урожай 1914 года был хорошим – по 10 - 12 центнеров с десятины. В июле месяце начали уборку хлебов. Обмолот производили на паровой молотилке. Как вспоминал позже Дмитрий Яковлевич Огульчанский: «Вечер выдался тихим и месячным. После ужина все рабочие, а их было до 30 человек, начали веселиться: играла гармонь, шутили, смеялись. Утро следующего дня было печальным. Из села Макаров Яр (с. Пархоменко) прискакал верховой и объявил, что началась война и мужчины подлежат мобилизации».
На другой день Яков Огульчанский ушёл на фронт, оставив девятилетнего сына Дмитрия за хозяина подворья. Другого брата Клима на фронт не взяли, он был «белобилетником» - от рождения хромой. Большую помощь семье Якова стали оказывать родственники жены. Совместно они обмолотили и засеяли 20 десятин озимых.
1915 год оказался дождливым. Хлеба хоть и выросли высокими, но колос был полупустым. Большую помощь в уборке хлебов оказала косилка, приобретённая в 1914 году в кредит. Несмотря на помощь, Ефросинье Авиловне без мужа Якова с малыми детьми вести хозяйство было очень тяжело. В 1916 году они засеяли всего 5 десятин. Остальная земля оказалась заброшенной.
Клим же посевы не уменьшал. Хозяйство его крепло и быстро увеличивалось, так как дети его были уже взрослыми и работоспособными. Он приобрёл породистый скот и создал молочную ферму.
Семья Якова стала поправлять своё хозяйство после его возвращения с Первой Мировой войны. Он купил старую молотилку с двигателем на керосине в селе Анастасьевка. Отремонтировав и переделав её на конную тягу, он успешно обмолотил свой хлеб, а потом обменял её в Хрящёвке на кабана и двух сильных быков. Это позволило ему обрабатывать землю, так как у них было ещё две брошенные войсками лошади. Кузня работала ежедневно. Ремонтировали не только свой инвентарь, но и выполняли заказы со стороны. Особенно много было заказов из села Подгорное и Хрящёвки.
Подковывали лошадей, перетягивали колёса, оттягивали лемеха. В 1919 году на хутор был перевезен ветряк, приобретённый у Архипа Солодкого - жителя с. Макаров Яр. Ветряк поставили в 300 метрах южнее двора, за лощиной. Он был добротный - изготовлен десятью годами раньше из морёного дуба. Работа на ветряной мельнице была тяжёлой и ответственной. Кроме хозяина Якова и его сына Дмитрия, на ней работали двое наёмных рабочих из Новосветловки. Помол был качественный и поэтому заказов было много. К 1924 году хозяйство Якова стало крепким. Семья трудилась от зари до темна, но получала хорошие доходы от мельницы, пашни, кузни, молочной фермы из 4 -х коров и от пасеки из 15 ульев.
Когда в 1921 году в стране был введён НЕП и дела у Огульчанских пошли на поправку, к ним начали переселяться люди из соседнего села Новокиевки. Они временно жили в землянках, потом стали строить каменные дома. В 1924 году переселенцев было 6 семей, в том числе большая семья Буша, которая в 1921 году сильно голодала и выжила только благодаря помощи Огульчанских. Потомки Буша проживают в селе и поныне.
В 1930 году в с. Огульчаны насчитывалось 15 семей. Отделились от отцов и построили свои дома дети Якова и Клима Огульчанских.
Из села Самсоновка на хутор переселилась их сестра Ирина с семьёй, купив дом у брата Якова, который переехал в г. Луганск. Она была замужем за Ильченко Антоном Демидовичем. Они имели 50 десятин земли, 4 лошади, 4 вола. 2 коровы, 2 тёлки, птицу, овец и сельхозинвентарь. С началом коллективизации семье Ильченко Антона удалось переехать жить на рудники, а семья Клима Огульчанского распалась. В 1930 году умерла от туберкулёза его дочь Настя. Дочь Мария вышла замуж за сына зажиточного крестьянина из Анастасьевки Михаила Манжулу и уехала в г. Нальчик (в период Великой Отечественной войны во время оккупации она выехала в Аргентину). Дочь Дора вышла замуж за Бурдуна Михаила Михайловича и уехала в Ивано-Франковск. Дочь Александра переехала жить в г. Бердянск. Сын Григорий успел продать дом жителю с. Новокиевка Юде и уехать в г. Луганск (он был участником Великой Отечественной, в январе - феврале 1943 года принимал участие в освобождении сёл Кружиловки, Новосветловки, г. Луганска в составе 1110 артиллерийского полка; погиб в Венгрии в 1945 году). Дочь Анна вышла замуж за Кравченко («Ковтуна») Михаила Михайловича из с. Макаров Яр и уехала в г. Луганск.
Глава семейства Клим Огульчанский распродал своё хозяйство, но осенью 1929 года был всё же раскулачен и 18 марта 1930 года выслан в Карелию на лесоповал сроком на 3 года. Отбыв свой срок, Клим Михайлович, пухлый от голода, возвратился в семью сына Григория, который тогда уже жил в г.Бердянске, где и умер от сердечного приступа в возрасте 63 лет летом 1943 года. 25 июля 1989 года он был полностью реабилитирован как незаконно и необоснованно репрессированный.
Яков Михайлович Огульчанский из г. Луганска в 1930 году переехал с семьёй в г. Бердянск, где умер в 1979 году в возрасте 96 лет. Он имел четверых сыновей: Дмитрий (как и двоюродный брат Григорий, в период Великой Отечественной войны в составе 1110 артиллерийского полка участвовал в январе - феврале 1943 года в освобождении Кружиловки, Новосветловки, Луганска); Иван, Алексей (член Союза писателей Украины с 1956 года), Василий (заслуженный учитель Украины).
Komentáře